Ответ на вопрос: «Какие детям нужны
пособия для образования и развивающие игры?» неожиданно прост. Всё, с
чем соприкасаются дети, играет для них развивающую и образовательную
роль. Просто какие-то игрушки и игры делают это лучше и экологичнее,
какие-то – не столь эффективны. Давайте же проследим за этапами (весьма
условными) взросления детсадовских малышей и попробуем ответить на
вопрос.
Дети младшей группы
– условно говоря, двух-трехлетние – наверное, самые непоседы. Помните
Петю Пяточкина? Столько всего надо попробовать, сделать, успеть! Самыми
лучшими игрушками и играми для деток в этом возрасте станут те, которые
позволят прикоснуться к изобилию разнообразных ощущений: зрительных,
слуховых, тактильных, обонятельных. А лучше всего, когда одна игрушка
сочетает в себе воздействие сразу на несколько органов чувств. Например,
яркая игрушка, набитая шуршащим целлофаном, сшитая из разных на ощупь
лоскутков. Или куколка, пахнущая корицей, с бусами, которые можно
перебирать пальчиками. Даже плотный яркий мешочек с песком станет
отличной развивающей игрушкой.
С другой стороны, в этом возрасте детки
начинают играть с игрушками, наделяя их какими-то качествами; это своего
рода ролевые игры. Кроме описанных выше игрушек хорошую службу им
сослужат вальдорфские куклы и игрушки в стиле примитив. Кстати, они
очень просты в изготовлении, с ними справится даже мамочка, шившая
только на уроках труда в школе. Чем же хороши эти игрушки? Во-первых,
при их изготовлении используют преимущественно натуральные ткани и
материалы пастельных тонов – натуральная шерсть, лен (чаще
неокрашенный), хлопок, деревянные бусины и пуговицы. Во-вторых, эти
игрушки безлики или же лицо обозначено очень условно – глаза и иногда
нос. Выражение лица игрушки, ее роль в каждой игре может быть новой,
давая простор воображению ребенка.
Еще я бы порекомендовала использовать
уже в младшей группе карточки по Доману. Конечно, для детского сада их
стоит заламинировать или даже приклеить на плотный переплетный картон.
Можно их скрепить кольцом-клипсой, чтобы карточки из одного набора
оставались вместе, а воспитатель не собирал бы их по всей группе в конце
дня. Я бы не стала рассчитывать, что воспитателю удастся завладеть
вниманием всей группы, чтобы продемонстрировать карточки по всем
правилам, поэтому предоставим детям возможность поиграть с ними,
рассмотреть картинки и запомнить подписи. Пусть дети еще не умеют читать
– изображения слов они запомнят, не сомневайтесь.
И на сладкое могу порекомендовать
«развивающие панели» – большие плоские коробочки, на крышке которых
прикреплены разнообразные кнопочки, звонки, трещотки, колесики, бусинки –
словом, все, что может двигаться, нажиматься, пищать, звенеть, стучать,
трещать! Помните, раньше были такие? Вы можете сделать такую же
самостоятельно, в садике ей будет самое место на стене, на высоте глаз
деток.
Переходим в среднюю группу
– здесь у нас детишки трех-четырех лет. Они уже немного усидчивей, у
них уже получается относительно долго играть вместе и/или с игрушками.
Вот и предоставим им игры и игрушки для совместной игры.
В этом возрасте малыши уже неплохо
справляются с кубиками и кирпичиками – значит, самое время дать им
стройматериалы! Никитины рекомендуют использовать для игрушечного
строительства деревянные кирпичики и уже знакомые нам мешочки с песком.
Конечно, здесь воспитателю нужно будет проследить, чтобы стройматериал
не летал по группе и не превратился в грозное оружие.
В средней группе не обойтись без ролевых
игрушек – полностью поддерживаю ваш выбор. А в дополнение к готовым
игрушкам можно предложить деткам своего рода «полуфабрикаты» – предметы,
которые в разных играх могут найти разное предназначение. Это и
лоскутки ткани, и шнурки, и деревянные или пластмассовые шарики, и
многое другое. Главное, чтобы эти игрушки не были опасны для деток и
соответствовали требованиям санэпидемстанции (в частности, чтобы их
можно было помыть или постирать).
Еще деткам средней группы будет
интересно поиграть в игру Никитиных «Сложи узор» (опять же, карточки к
игре нужно будет сделать износостойкими). Будет отлично, если
воспитатель сможет уделить какое-то время и представить игру малышам.
В старшей и подготовительной группе
дети начинают осваивать алфавит и счет. Значит, здесь будут уместны
кубики Зайцева в износостойком исполнении, большие буквы и цифры для игр
(например, из вспененной резины), а также упоминавшиеся ранее карточки
Домана. Это поможет сделать усвоение грамоты и счета в забавную игру,
где дети стремятся перещеголять друг друга, сделать нарочные, смешные
ошибки, и между делом применить и закрепить новые знания.
Будут уместны и такие развивающие игры,
как «Сложи куб» и его вариации. В принципе, к этой игре можно
подступиться и гораздо раньше – но с обязательным участием взрослого. А в
четыре-шесть лет у деток уже обычно хватает настойчивости и терпения,
чтобы попробовать разобраться самостоятельно.
Чтобы облегчить детям вступление в
школьную жизнь, можно предложить им игры, развивающие ловкость пальцев.
Да, обычно такие игрушки и игры рекомендуют более младшим детям – под
руководством взрослых. Но стоит помнить о том, что воспитатель обычно
один, а деток много, поэтому не будем требовать невозможного. В старшей
группе будут пользоваться успехом шнуровочки, мозаика, конструкторы с
более мелкими деталями, игрушечные наборы для вышивания и для
изготовления простых игрушек.
Ко всему написанному хочу добавить, что
полезно предоставлять детям игры и игрушки «на вырост» – в разумной
мере, конечно. Естественно, многое зависит от отношения воспитателя и
руководства садика в целом, но и мы, родители, тоже влияем на то, что
вынесут наши дети из детсадовской группы.
|